Ну, Заяц, погоди, или Что случилось однажды холодным летом Замечательный актёр Анатолий Дмитриевич Папанов за свою яркую творческую жизнь снялся в 70 кинокартинах и 12 телеспектаклях, сыграл 53 роли на театральных подмостках и озвучил более 100 мультфильмов. Самая известная мультипликационная роль Анатолия Папанова, ставшая его визитной карточкой, – это, конечно же, Волк из «Ну, погоди!». Изначально режиссёр мультфильма Вячеслав Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучил Владимир Высоцкий, однако против «неблагонадёжного» Высоцкого выступило вышестоящее руководство. И тогда утвердили Анатолия Папанова. Котёночкин вспоминал об этом так: «Не забыть мне огорчённое лицо Папанова, когда в роли Волка он обнаружил всего два слова… Но обижать меня отказом не стал. После выхода первой серии фильма на экраны мы получили столько писем, что решили продолжить приключения лукавого Зайца и незадачливого Волка»... Вот, казалось бы, совершенно микроскопическая роль, не соответствующая размеру актёрского таланта Папанова – две реплики, произносимые на разные лады: «Ну, погоди!» и «Ну, заяц, погоди!», но зато какая популярность и всенародная любовь! Позже, в «морской» серии мультфильма, где были смешные кадры с агрессивным чемоданом, у Папанова неожиданно родился экспромт: «Ну, чумадан, погоди!». Всего три короткие фразы в роли Волка прославили и без того известного актёра. Воистину это стало феноменом Папанова в истории мультипликации. Об этой своей неожиданной славе Анатолий Дмитриевич вспоминал следующими ироничными словами: «Говорят, что даже во сне я иногда кричу: «Ну, заяц, погоди!» … На творческих встречах порой создавалось ощущение, что Волк – единственная сыгранная мною роль: речь обязательно, неминуемо заходила о «Ну, погоди!» ... Откровенно говоря, эта любимая мною роль сыграла со мной как с актёром злую шутку. Из-за неё я уже не могу позволить себе сниматься в некоторых фильмах. Меня несколько раз не утвердили на роли серьёзного плана, на роли положительных героев – Волк преградил мне к ним дорогу... Ко мне с этим Волком так часто пристают, что я чувствую – он перегрыз всю мою биографию». Самый интересный случай, связанный с «волчьей» популярностью актёра, произошёл во время съёмок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего». В этой драматической ленте Анатолий Дмитриевич сыграл политического ссыльного по прозвищу Копалыч – бывшего главного инженера и «английского шпиона» Николая Павловича Старобогатова. Эта серьёзная, глубокая и многогранная роль стала для Папанова последней в его жизни. Режиссёр фильма Александр Прошкин однажды поведал о весьма характерном случае, который произошёл во время работы над лентой в 1987 году. Натурные съёмки производились в Карелии, в 180 километрах от Петрозаводска, в довольно глухой деревне Руга, расположенной на полуострове. Местные жители по мере сил помогали киногруппе «Мосфильма». Никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня была изолирована с трёх сторон водой живописного Сямозера. Сначала снимали эпизоды без участия Папанова. Потом он приехал и вышел на съёмочную площадку. Только выставили камеру и свет… как вдруг… что такое? В кадр откуда ни возьмись стали влезать незапланированные сценарием лодки. Много лодок. Самых разных типов и размеров: как старые деревянные, так и современные с мощными моторами. Все они стремительно приближались к берегу, настырно двигаясь в сторону камеры. А какие могут быть дюралюминиевые лодки «Казанки» с моторами «Вихрь» или «Нептун» в 1953 году? Киношники сначала махали руками и трясли кулаками. Потом начали кричать против ветра в рупор. Затем стали стрелять из ракетницы. Бесполезно! Со всех сторон к съёмочной площадке неслись моторные лодки. Они проворно приблизились, лихо причалили, и в каждом судёнышке обнаружились по два-три ребёнка с дедом или бабкой. А в руках у каждого детёныша почему-то книжка или тетрадка. Все они, оказывается, приехали на встречу с «Дедушкой Волком». Слух о его приезде каким-то чудом живо разлетелся по всей округе. Москвичи сдались и прервали съёмки. Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере попыталась применить прессинг, но вмешался Анатолий Дмитриевич: «Что вы, что вы! Давайте лучше соберёмся вместе! И пообщаемся с людьми…». Собрались, поставили лавки, рассадили детей и душевно пообщались. «Дедушка Волк» Анатолий Папанов каждому что-то написал в его тетрадке, оставил автографы в книжках, для каждого малыша нашёл тёплые слова. Постановщик фильма Александр Прошкин своё воспоминание о том событии завершил так: «Я наблюдал эту сцену, забыв о цене сорванного съёмочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца. И, главное, видел лицо этого человека. Не забыть мне этого до последнего моего часа…» Э. Щербина